О российских тенденциях развития инвестиций на фондовых рынках в интервью Business FM рассказал руководитель блока по работе с частными клиентами компании «Атон» Андрей Звездочкин.
на фото: Андрей Звездочкин, руководитель блока по работе с частными клиентами компании «Атон»
— В последнее время финансовые рынки демонстрируют практически полное отсутствие какого-то движения в нашей стране.
Пассивны в первую очередь люди, которые могли бы работать на этом рынке. Чем, на Ваш взгляд, может быть оправдана такая пассивность всех участников рынка и тех людей, которые могли бы стать его участниками?
— Действительно, российские частные инвесторы не обращают пристального внимания на то, что происходит на финансовых рынках. И, пожалуй, это проблема для России и для инвесторов, поскольку фондовые инструменты в портфелях клиентов недооценены. Люди выбирают традиционные направления для собственных инвестиций — это недвижимость, банковские депозиты. Это надежно, проверено временем, но, как показывает практика, большая диверсификация включения фондовых инструментов позволяет снизить и риски, и зачастую получить большие финансовые результаты от собственных вложений.
— В этом, получается, и состоит изменение финансовой системы мира, которое мы наблюдаем примерно последние четыре года? Если раньше все было четко и просто и при желании получить большую доходность, нужно было обязательно принимать для себя соответствующий больший риск, то сейчас система меняется и становится более профессиональной. Одним словом, сегодня, чтобы получить большую доходность, не обязательно принимать на себя огромные риски и беспокоиться за свои накопления.
— Финансовые рынки становятся более профессиональными, и большими активами управляют инвесторы. Между тем, у частных инвесторов есть хорошие возможности, правильным образом распределяя свои активы, получать большие финансовые результаты. Поэтому важно знать о разумной диверсификации, включении в портфели дополнительных инструментов, которые могут быть весьма и весьма эффективными - это акции и облигации. В последнее время мы видели довольно-таки позитивное развитие ситуации на рынках российского долга, долга российских компаний. Также мы видели проблемы на рынке акций. Но это хороший повод посмотреть на ситуацию на рынке и начать формировать свой портфель именно сейчас, когда уже точно нельзя сказать, что рынки переоценены.
— А каким образом, кроме традиционной диверсификации, можно застраховаться от каких-то опасных изменений? Понятно, что если у человека есть недвижимость, советовать ему продать ее и купить акции или облигации, наверное, будет неправильно.
— У каждого класса активов есть свое преимущество. Недвижимость — это прекрасно, депозиты — это отличные высокие ставки. Все это должно быть в портфелях. Но там должны быть и акции, и облигации. Желательно диверсифицировать вложения по странам, по валютам. Здесь перед клиентами открываются широкие возможности. В частности, наша компания может предложить возможность покупки любого актива, в любом конце света.
— То есть, воспользовавшись услугами вашей компании, можно очень быстро реагировать на всевозможные точки роста, которые только-только начинают появляться на нашей планете? Вы их постоянно мониторите и подсказываете людям, где в данный момент наблюдается наиболее эффективный рост?
— Мы предоставляем возможность покупать любой актив, где бы клиент не пожелал это сделать. Мы не говорим о том, что мы глубоко знаем все рынки и все возможности, которые существуют. Все-таки в большей степени наша специализация — это российский рынок. Но мы видим, что интерес клиентов уходит за пределы страны, и с точки зрения качественного выполнения пожеланий клиентов, мы можем быстро купить локацию на любом рынке, любые ценные бумаги.
— Вы говорили, что в данный момент у населения России в среднем процент сбережений, вложенных в финансовый рынок, очень мал. Насколько он, на ваш взгляд, должен быть больше? Для сравнения можно взять другие рынки. Понятно, что неправильно сравнивать нас с США или с Европой. Но возможно ли нас, например, сравнивать с Бразилией?
— Если сравнивать нас с соседями по БРИК, либо с Восточной Европой, то мы в любом случае отличаемся на порядок. Наиболее прозрачный индикатор — это объем вложений в паевые инвестиционные фонды по отношению к валовому национальному внутреннему продукту, и здесь нашему рынку расти и расти, в разы. То же самое касается брокерских услуг. И это проблема для рынка в целом. Отсутствие базы внутренних инвесторов толкает наши власти на то, чтобы менять регуляторное поле. Здесь речь идет о налоговых льготах, которые, я надеюсь, в перспективе появятся для инвесторов в ценные бумаги. В любом случае перспективы весьма светлые.
—Тогда почему люди все же не выходят на этот рынок? Какова психологическая мотивация людей, если действительно здесь есть резерв?
— Думаю, есть несколько причин для этого. И недолгая история российского финансового рынка, и большие кризисы, которые у нас случались, и сам по себе короткий инвестиционный цикл для российских клиентов. Что я имею в виду? Если посмотреть, насколько в среднем вкладывают деньги российские клиенты в российские фондовые активы, то этот срок в среднем состоит в пределах двух лет. При этом, когда речь идет об инвестициях в акции, то мы понимаем, что имеет смысл планировать горизонт этих инвестиций на большие сроки. Ну, и самая важная, пожалуй, причина, которая отличает наши рынки от других рынков — это высокий уровень инфляции. То есть премия за риск при вложении в рискованные активы не очевидна для многих клиентов.
— С чего тогда нужно начинать? Возьмем некую целевую аудиторию, у которой, например, есть какая-то недвижимость и много банковских депозитов.
— Что касается направления движения целевой категории клиентов, нужно понять, что финансовые рынки — это достаточно сложная сфера, в которой нужно разбираться. И моя рекомендация заключается в следующем. Во-первых, нет универсальных рекомендаций, в каком направлении идти, также как нет универсального лекарства, которое помогает от всех болезней.
— А можно ли примерно сказать, для какого рода клиентов какое количество акций необходимо приобретать при входе на этот рынок?
— Повторюсь, не существует универсальных рекомендаций. Нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию: возраст, семейное положение, уровень доходов, перспективу увеличения этих доходов. Есть много факторов, которые нужно предусмотреть для того, чтобы сделать качественное предложение по структуре портфеля. Единственное, о чем можно сказать, это то, что, наверное, в большинстве случаев речь пойдет о необходимости в существующий инвестиционный портфель добавлять больше акций, больше облигаций. Внимательнее изучить то, что уже в портфеле есть. Да, рублевые депозиты имеют высокие ставки, а вот по валютным депозитам не все однозначно. Тут часто бывают ситуации, когда валютные депозиты в банках и доходность еврооблигаций этих банков отличаются в пользу облигаций, и зачастую имеет смысл покупать облигации, а не депозиты, тем более на крупные суммы.
— Это самый простой способ увеличения доходности?
— Да, это самый простой способ. Более того, на крупные суммы нет гарантий государства, что может оказывать влияние на доходность вложений.
— Но еврооблигации традиционно более надежны, это так?
— Надежны и ликвидны, все верно. Но здесь есть свои нюансы. Безусловно, имеет смысл возможности таких вложений рассматривать. При инвестировании в акции существует много преимуществ и возможности роста стоимости самой акции. Но нельзя предсказать, что будет происходить на рынках, нужно это понимать.
— В любом случае всегда, даже если экономика падает сверху в низ, то всегда есть точки роста. И если человек, уверен в том, что экономика будет снижаться, то можно найти и те компании, которые именно в такой ситуации будут выигрывать и будет смысл в них входить через покупку акций.
— Абсолютно. Если посмотреть на клиентскую базу нашей компании, то можно увидеть массу примеров, когда люди эффективно решают собственные инвестиционные задачи и имеют очень высокий доход. Что касается текущей экономической ситуации, то тут мы считаем, что именно сейчас хорошее время для того, чтобы увеличивать вложения в акции и облигации. Показательный пример — это акции Сбербанка, наиболее ликвидная бумага. В 2007 году компания заработала прибыль равную 5 млрд долларов, акции стоили в диапазоне 4-4,5 доллара. Сейчас прибыль превышает по итогам прошлого года 10 млрд долларов, акции торгуются на уровне 3 долларов. Это говорит о том, что у рынка есть возможности для будущего роста, и эти возможности открыты перед частными клиентами.
— Примеров акций, тем более, средних и крупных компаний, действительно, приводить можно много, и здесь нужно, скорее, доверяться профессионалам, которые знают структуру инвестиционного портфеля, и где можно найти те самые точки роста. Тогда в случае возникновения глобального кризиса, личный кризис будет, как минимум, смягчен.
— Более того, рынки не стоят на месте, появляются новые возможности, новые финансовые решения, так называемые структурированные продукты для тех клиентов, которые не хотят брать чрезмерный риск, но желают сделать ставку на будущий рост рынка. Например, мы сейчас предлагаем инвестиционные продукты, которые предусматривают защиту первоначальной суммы на уровне 95% от первоначального вложения, плюс участие в росте 95%, в росте фондового индекса РТС. Это хороший компромисс для тех, кто не хочет брать большой риск.
— А в случае какого-то форс-мажора эта защита работает? Вспомним 2008 год, Лиман Бразерс. Тогда все порушилось просто напросто.
— Есть свои нюансы. На такой случай существует достаточно надежная структура, о которой мы с удовольствием расскажем, если у кого-то будет интерес. Плюс есть глобальные возможности во всем мире, кроме Российской Федерации, потому как деньги у нас дешевые, практически ничего не стоят. Нашим клиентам мы предоставляем возможность получать фондирование под активы на крайне низких для России ставках.
— То есть тот, кто готов принять на себя некий дополнительный риск, может инвестировать на более значительные суммы?
— Можно взять дополнительный риск, либо наоборот — ликвидность против тех активов, которые есть.
— Но это же в любом случае дополнительный риск?! Как купить акции или облигации в кредит. Это же все равно, что пойти взять ипотеку на самом деле. Человек таким образом инвестирует в недвижимость, но при этом он платит проценты по кредиту. Понятно, что можно сравнить стоимость ипотечного кредита внутри в России в рублях и стоимость ипотечного кредита в США, к примеру, или в Европе. Здесь существует достаточно приличная разница.
— Весь мир состоит из рисков, в том числе, когда вы инвестируете в недвижимость и в депозиты.
— Согласен. Вопрос в том, чтобы эти риски разумно контролировать.
— Вы абсолютно правы.