На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Деньги

96 497 подписчиков

Высший класс: Переход на новые стандарты качества бензина разорит потребителей и НПЗ?

Переход на новый экологический уровень топлива, не ниже класса "Евро-3", с 1 января 2013 года может обернуться рекордным ростом цен на бензин, до 40 рублей за литр. И это еще не предел, стоимость топлива будет постепенно стремиться к европейским значениям, которые составляют сегодня примерно $2 за литр и выше, считает Станислав Емельянов, заместитель генерального директора компании "Омникомм".

Очевидной причиной удорожания бензина в России станет не только переход на более высокие экологические стандарты, но и быстрорастущие акцизы, и другие налоговые нагрузки.

Также есть опасения, что полный отказ от менее экологичного "Евро-2" приведет к дефициту бензина и России придется импортировать его из других стран, заявил недавно замглавы Минфина Сергей Шаталов. Реформу, по его словам, можно было отложить еще на год из-за того, что нефтяники не успевают модернизировать все НПЗ, а на полное переоборудование остался всего месяц. "Не все нефтеперерабатывающие заводы пройдут это вовремя, что связанно с отсутствием больших инвестиций и времени. Особенно напряженная ситуация складывается в регионах, например, в Самаре и Ульяновске необходимые работы еще не проведены. Именно с этим и был связан регулярный перенос сроков перехода на "Евро-3", - добавляет г-н Емельянов.

Но откладывание процесса тоже всем порядком надоело. "Невозможно вечно переносить запрет на "Евро-2" по желанию одной госкомпании, - считает Виталий Крюков, аналитик ИФД "КапиталЪ". - Это ставит заведомо в проигрышную позицию те предприятия, которые вкладывали деньги в модернизацию своих НПЗ, и технологически полностью готовы к переходу на "Евро-3". Что касается выбывших объемов топлива, в том случае если российские НПЗ не смогут сразу производить его в нужном количестве, то их, по словам аналитика, можно импортировать из Белоруссии, которая производит топливо из российской нефти в избыточном количестве, поэтому часть может пойти на рынок РФ, решив проблему дефицита.

Для некоторых НПЗ отказ от "Евро-2" станет действительно болезненным решением, утверждает г-н Крюков, но производимые объемы можно поставлять на экспорт, производство пока не придется сворачивать, запрещена будет только продажа на территории нашей страны. За рубежом же такой дизель и бензин перерабатывают в более высококачественное топливо. Но есть опасения, что российские компании "еще будут продолжать выпускать топливо этого класса и гнать его в Казахстан", оговорился ранее глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Ключевая проблема связана с различиями в сроках перехода на более качественное топливо внутри Таможенного союза. В ноябре ФАС тоже предложила Минэнерго ввести запрет на использование в России топлива класса "Евро-2" на год позже - с 1 января 2014 г., как и в Казахстане.

Но Минэнерго пока отказываться от своих планов не собирается, и в течение следующего года планируется полностью перейти на производство топлива класса "Евро-4" и "Евро-5", соответственно с начала 2014-го запретят уже продажу "Евро-3". В Москве даже пообещали, что с 1 января 2013-го заправкам запретят продавать бензин ниже "Евро-4". "Переход стал возможным благодаря тому, что закончилась реконструкция Московского НПЗ, который перешел на производство "Евро-4" и "Евро-5"", - заявил недавно мэр столицы Сергей Собянин.

Но с отказом от "Евро-2" отдельные категории потребителей все же будут испытывать сложности, полагают эксперты. Более половины автопарка в стране составляют машины с двигателями этого класса и ниже. Ситуация коснется и спецтехники - в аграрном секторе и других сферах промышленности. "Правда, и эта техника довольно быстро устаревает, парки регулярно обновляются, и "Евро-2", конечно, скоро совсем не понадобится", - говорит Станислав Емельянов.

Переходить на более высокие стандарты топлива давно пора, потому как парк машин, соответствующих стандартам "Евро-3", "Евро-4" растет более чем на 2 млн единиц в год, комментирует Роман Гуляев, директор издательского дома "Новости автобизнеса": "Вопрос даже не столько в экологии, сколько в том, что от плохого топлива портятся двигатели, увеличивая затраты потребителя. Износ будет гораздо меньше. Машины, которые ездят сейчас на "Евро-2" или "Евро-0", спокойно будут ездить на "Евро-4", хуже им от этого точно не будет".

Однако не мешало бы одновременно решить проблему, связанную с полным отсутствием действенного контроля качества бензина и дизтоплива на АЗС, говорит Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России, генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал": "Заводы могут полностью перейти на выпуск бензина, соответствующего стандарту "Евро-5", но до потребителей будет все равно доходить разбодяженная дрянь".

Экологи, впрочем, переменами довольны. Топливо более высокого класса отличается низким содержанием вредных примесей, таких как, например, сера. Иван Блоков, директор программ "Гринпис-Россия", считает, что для Москвы с переходом на "Евро-3", "Евро-4" гарантировано падение содержания в воздухе вредных веществ на десятки процентов. "Это реально много, потому что существенная часть показателей в столичном воздухе находится где-то вблизи предельных концентраций. В других менее крупных городах это не приведет к каким-то серьезным последствиям. Но в любом случае дышать станет легче", - резюмирует эксперт.

 

Костенкова Ольга (Finam.ru)

Картина дня

наверх