Работодатели предпочитают об этом не распространяться, но в анонимных опросах все же указывают, что часто бороться с опозданиями и срывом рабочего плана можно только путем штрафов. За что еще наказывают россиян?
Если верить исследованиям различных компаний, то большинство российских работодателей уже давно и продуктивно применяют систему плетей.
Так, согласно исследованию HeadHunter, 87% опрошенных россиян признались, что в их компаниях работодатели штрафуют своих подчиненных.В отдельно взятых районах страны процент репрессированных может быть и выше. Крупнейшее кадровое агентство Ростова-на-Дону в ходе опроса подсчитало, что на штрафы регулярно нарываются почти 92% местных сотрудников.
По данным опроса, проведенного Банк.RU, в большинстве случаев работника наказывают за опоздания (30%) и невыполнение поставленного плана/задач (18%). В качестве других оснований для штрафа 7% опрошенных указали прогулы, 9% - обсуждение личных вопросов в рабочее время, 4% - продолжительные обеды. По 2% россиян проголосовали за ранний уход с работы и неопрятный внешний вид
Суда на них нет
В нашем Трудовом Кодексе штрафы отсутствуют, как термин и как мера наказания. Единственно законный арсенал работодателя — это выговоры, замечания и увольнение. Однако обойти закон не составляет большого труда. Для этого нужно только отказаться от слова «штраф» и заменить его «лишением премии». Но зачастую даже эта мера не нужна, поскольку россияне, опасаясь увольнения, предпочитают молча терпеть штрафы.
Самое обидное, что о штрафах работники часто узнают не на этапе трудоустройства в компанию, а уже в ходе рабочего процесса. Как рассказал Банк.RU ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Надежда Смирнова, о пряниках при трудоустройстве предпочитают говорить 100% работодателей (т.к. стараются замотивировать кандидатов на «правильное» решение), а вот о кнутах – всего 35% работодателей.
По словам генерального директора кадрового агентства «Мэверик» Светланы Кумовой, в кризисный период многие недобросовестные работодатели «прятались» за системой штрафов, чтобы намеренно платить меньшую заработную плату персоналу. «И какую бы цель данная система не преследовала, она в любом случае находится вне закона», - поясняет эксперт.
Карательные методы работодателей приводят к тому, что на рабочих местах остаются только исполнительные и дисциплинированные солдаты. Тогда как творческие и инициативные работники предпочитают искать более дружелюбные компании.
Кнут со вкусом пряника
Но с другой стороны, если к системе штрафов работодатель подходит с юмором, как к некой игре, то и работники часто неплохо встречают нововведение. В культурной столице России, Петербурге, например, сотрудники одного из офисов работают по формуле «семеро ждут одного». Суть в том, что опоздавший на работу покупает всем уже сидящим в офисе коллегам по чашечке кофе из ближайшего кафе. Опоздавший больше всех раскошеливается и на большее количество человек.
В Penny Lane Personnel вспомнили случай из жизни одной торговой компании. Там за нецензурные выражения сотрудники выкладывали в огромную банку купюры по 10, 50 и 100 рублей. На собранные деньги потом проводили корпоративные праздники.
Еще в одной столичной компании моральное удовлетворение сотрудников вызывало событие, при котором опаздывающий начальник штрафовал сам себя и честно рассылал всем письма с указанием суммы штрафа — 500 рублей. При такой демократии переживать штрафы, становится явно легче.
Как у них
На Западе система наказаний построена несколько иначе. Там работодатели избегают прямых финансовых штрафов, предпочитая лишать нерадивых сотрудников различных привилегий — бесплатной мобильной связи, служебной машины, жилья.
В США работодатели, поскольку вынуждены тратить большие суммы на страховки своим работникам, день и ночь следят за состоянием здоровья подопечных. И тем, кто ходит в спортзалы, выписывают премии. А упрямых сотрудников стимулируют штрафами. Так, руководство компании по производству удобрений Scotts решило увольнять курящих сотрудников, даже если они дымят у себя дома.