До последнего времени собственникам жилья в ТСЖ да и других форм управления жильём было, ох, как не просто. Чтобы добиться правды и справедливости по какому-либо вопросу, приходилось вести затяжные бои в судебных инстанциях. И не факт, что победа достаётся жителям, даже если они и 100-процентно правы.
Пример могу привести и из личной практики. В Старом Осколе жители двух ТСЖ "Северный" и ТСЖ "Степной", проживающих в одноименных микрорайонах, несколько лет не могли добиться от энергоснабжающей компании того, чтобы платить за отопление по приборам учёта, которые имелись в многоквартирных домах с момента их сдачи в эксплуатацию. До последнего времени они платили так сказать «по среднему», по нормативам, круглый год, а не так как должны были оплачивать по теплосчётчикам – только в отопительный сезон. Собственники жилья обращались и в прокуратуру, и в правоохранительные органы, и в суд, но, увы, мало что получалось… После принятия постановления правительства N 354 "О предоставлении коммунальных услуг…" подобные спорные вопросы будут решаться значительно легче, причем, как правило, в пользу жильцов. А после 2012 года, когда в полной мере заработает закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», вопрос о том как платить: по приборам учёта или «по среднему» - отпадёт сам собой. Надо думать, люди на этом смогут сэконмить немало денег. Если наша любимое правительство не сделает очередной финт ушами и не повысит «соответственно» тарифы...
Важно и то, что с принятием Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники квартир получили право легко выйти из ТСЖ, руководство которого не блюдёт их интересы. А местные власти наделены полномочиями, в соответствии с которыми они могут проверять работу управляющих компаний на основании жалоб собственников квартир. Это, как мне представляется, поспособствует значительному улучшению работы ТСЖ и управляющих компаний. Вряд ли среди них найдутся такие, которые будут заинтересованы в выходе из-под их опеки домов и соответственно их жильцов.
Для полноты картины ниже представлен краткий обзор названных выше документов документов.
С принятием Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность ТСЖ и управляющих компаний станет более прозрачной.
Поправки направлены на совершенствование управления многоквартирными домами. Так, уточняется порядок создания и деятельности ТСЖ. Ограничена возможность образования одного ТСЖ на несколько многоквартирных домов. Общее число квартир в них не должно превышать 30. Предусмотрена возможность разделения товарищества, созданного в нескольких домах, и выделения из него.
Установлены требования к должностным лицам жилищных кооперативов. Ими, в частности, не могут быть дисквалифицированные и судимые за умышленные преступления, а также бывшие руководители и главные бухгалтеры обанкротившихся строительных компаний.
Уточняются перечень общего имущества в доме, порядок проведения общего собрания собственников, полномочия органов управления ТСЖ. Определены права членов ТСЖ и собственников, таковыми не являющихся. Предусмотрена возможность внесения платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Согласно поправкам региональные власти проверяют соответствие устава ТСЖ закону, правомерность его создания и выбора управляющей компании. При выявлении нарушений уполномоченные органы могут обратиться в суд с требованием о ликвидации ТСЖ или признании договора управления домом недействительным.
В отношении новостроек управляющие компании отбираются местными властями на конкурсной основе. Вводится новая форма управления многоквартирными домами – совет.
Установлены общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Лица, занимающиеся этим, а также содержанием и ремонтом общего имущества в доме, обязаны уведомлять региональные власти о начале своей деятельности. Местные власти могут проверять работу управляющих компаний на основании жалоб собственников квартир.
Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Минрегиону России поручено в 3-месячный срок представить по согласованию с Минэкономразвития и ФСТ России в Правительство РФ проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Поправками из объёмов ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, должны быть исключены те, что предусматриваются для содержания общего имущества многоквартирных домов, а также нормативные технологические потери. Кроме того, должен быть закреплён порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также аналогичных услуг (за исключением газоснабжения) при использовании земельных участков и надворных построек.
Правила вступят в силу по истечении 2 месяцев со дня введения в действие указанных изменений. Одновременно перестанет применяться Постановление Правительства РФ о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам.
Также в 3-месячный срок Минрегион России должен по согласованию с ФСТ России утвердить форму документа для внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений и предоставление коммунальных услуг, по согласованию с ФАС России – примерные условия договора управления многоквартирным домом.
В 5-месячный срок Минрегион России должен по согласованию с Минэкономразвития России утвердить примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме. В 6-месячный срок Минрегион России обязан определить критерии наличия (отсутствия) техвозможности установки приборов учёта (индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового)) и форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) такой возможности.
Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключённых договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг (в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления правил в силу). Исключение – отношения, которые регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.