Власти Кипра под давлением министров финансов еврозоны согласились ввести единовременный антикризисный сбор с банковских депозитов и поднять налог на прибыль корпораций в обмен на финансовую помощь ЕС. Россияне, держащие на Кипре десятки миллиардов евро, первыми пострадают от "грабительского" закона.
Президент Кипра Никос Анастасиадис сравнил охватившие страну финансовые проблемы со временами турецкого вторжения 1974 года. В телеобращении к нации он также пообещал вкладчикам частично компенсировать убытки от принудительного списания депозитов. Пока же ЦБ Кипра запретил всем банкам страны любые платежи и переводы на острове и за рубежом.
Налог составит 6,75% на вклады до 100 тысяч евро и 9,9% на вклады свыше этой суммы. Он является одним из непременных условий предоставления Кипру экстренного пакета помощи в размере 10 млрд евро, сообщает Русская служба BBC.
Примечательно то, что по условиям спасения Кипра среди пострадавших оказались и мелкие вкладчики. На такой шаг власти были вынуждены пойти, чтобы налог не выглядел как сбор только с крупных, в основном российских вкладчиков. По оценке Barclays Capital, на нерезидентов приходится 40% депозитов в кипрских банках, треть этой суммы приходится на россиян.
Кто проиграет больше всех
Возможное введение на Кипре налога на депозиты существенно не отразится на показателе притока или оттока капитала в РФ, считает замглавы МЭР Андрей Клепач.
"Это вопрос увеличения рисков, не вопрос бегства капитала", - сказал Клепач, отвечая на вопрос агентства "Прайм", как отразится возможное введение на Кипре налога на депозиты на динамике движения капитала РФ, где сегодня наблюдается отток.
"Это внутреннее решение по спасению кипрских банков, которые находятся в кризисе. Это не вопрос о том, что смогут или не смогут забрать свои средства из банков Кипра российские вкладчики. Вопрос - как они спасут свои деньги", - сказал Клепач.
Киприоты не держат много денег в банках, предпочитая наличные, основные вкладчики местных банков иностранцы, среди которых много русских и британцев. Известие об изъятии 10% депозитов в кипрских банках вызвало панику среди российских бизнесменов, входящих в список богатейших бизнесменов Forbes.
Собеседник Forbes в окружении одного из них говорит, что "стрижка" депозитов на Кипре - самая жаркая тема обсуждения с утра в субботу. Бизнесмены сетуют, что не ожидали такого. Несмотря на то, что многие уменьшили свои депозиты в кипрских банках в марте-феврале, все еще есть что терять.
О масштабах финансовых вложений россиян в кипрскую экономику рассказывает сайт Заголовки.ру. В ноябре прошлого года немецкое издание Der Spiegel писало, что российские бизнесмены хранят в кипрских банках 26 млрд долларов.
В ответ власти Кипра заявили, что публикация в Der Spiegel - это попытка "запятнать репутацию страны как международного инвестиционного центра", а представитель правительства Стефанос Стефану сказал, что страна приняла законы, которые противодействуют легализации "грязных" денег, за что получила похвалу от МВФ.
Тем не менее эксперты уверены, что на Кипре много российских денег, и как считают аналитики, фактически речь шла о выделении денег европейских налогоплательщиков на спасение вкладов российских инвесторов.
Как сообщило в начале этого года Министерство финансов Кипра, объем всех депозитов в местных банках превышает 70 млрд евро, а иностранных - 30 млрд евро. По данным Moody's, 12 млрд долларов (9,1 млрд евро) принадлежит россиянам. Кроме того, российские банки выдали до 40 млрд долларов кредитов местным банкам и российским компаниям, зарегистрированным на Кипре.
Российские вкладчики восприняли новость о налоге крайне эмоционально. "Это экспроприация частной собственности, пусть частичная, но экспроприация. И я считаю, что Кипр после этого потеряет роль финансового центра, которую он до настоящего времени играл. Думаю, что доверие инвесторов и к банкам, и к государству Кипр будет подорвано на долгие годы, ведь страна во многом жила и живет за счет оказания финансовых услуг", - заявил РБК daily председатель правления банка "КИТ Финанс" Андрей Дегтярев.
"У моих друзей, которые держат средства на счетах в кипрских банках, была одна реакция: все ругались и называли это полным беспределом, - рассказал изданию другой инвестбанкир. - У некоторых из них на счетах зависло по 100 млн евро, из которых 10 млн может быть просто потеряно. По их словам, как только будут открыты банки, они все планируют закрыть свои счета и перевести средства в банки других стран, например Ближнего Востока или Азии".
Окончательно ситуация прояснится 18 марта, после принятия решения парламентом страны. Но каким бы оно ни было, отток средств из банков Кипра обязательно будет. Маловероятно, что эти средства перетекут в российскую банковскую систему. Скорее всего россияне, размещавшие депозиты на Кипре, переведут деньги в банки устойчивых европейских стран, считает первый заместитель председателя правления СМП Банка Александр Левковский.
Российские деньги стали одной из причин противостояния Кипра с кредиторами
Еврогруппа ожидает соглашения между Кипром и Россией о финансовом участии, говорится в заявлении Еврогруппы. Министр финансов Кипра Михалис Саррис должен прилететь на переговоры в Москву в среду 20 марта. Ранее Кипр обращался за помощью к России: в 2011 году он получил 2,5 млрд евро до 2016 года, а позже попросил продлить срок кредита до 2022 года и выделить еще 5 млрд. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что среди условий может обсуждаться раскрытие информации о бенефициарах российских компаний.
Как отреагирует российский бизнес на соглашение Кипра с кредиторами, пока не ясно, признают "Ведомости". Будет вал работы по переструктурированию холдингов. Какие-то компании покинут остров и переедут, например, в Люксембург или Нидерланды, но рано говорить, что Кипр ушел с рынка структурирования холдингов, уверена партнер PwC Наталья Кузнецова. Налог на прибыль увеличивается на 2,5 п. п., но это изменение, объясняет Кузнецова, не затрагивает режим налогообложения дивидендов и прибыли от продажи акций, они по-прежнему освобождены от налогов.
Беспрецедентное решение для еврозоны прокладывает дорогу для таких же мер в других странах со слабой экономикой, отмечают аналитики Barclays. Кипр - это особый случай, возражает Альберто Галло из Royal Bank of Scotland: банковские активы страны - 125 млрд евро, в 7 раз больше размеров экономики, а объем гособлигаций, которые можно было бы использовать в качестве залога финансирования, незначителен (2 млрд евро).
Рынки негативно отреагировали на решение по Кипру
Решение Евросоюза вызвало нервную реакцию на мировом рынке. Евро в понедельник снижался к доллару с 1,3076 на закрытие пятницы 15 марта до 1,29. Фьючерсы на американские акции глубоко в негативной зоне: фьючерс на S&P 500 упал на 1,3%. Японские акции рухнули на 1,8%, австралийские - на 1,5%, сообщает "Интерфакс".
Инвесторы размышляют, что решение по Кипру может означать для других стран, где банки также находятся в кризисном положении. "Все это связно со страхами рынка, что Кипр вызовет цепную реакцию по Европе", - сказал The Wall Street Journal трейдер HiFX Стюарт Ив.
Впрочем, Кипр, учитывая небольшой размер его экономики, вряд ли может оказать существенное влияние на европейские рынки и породить новую кризисную волну. Негативная реакция рынков будет краткой, считают эксперты.
На острове условия предоставления помощи вызвали всеобщий гнев
Тысячи киприотов выстроились в очереди к банкоматам, чтобы успеть снять деньги до вторника, когда соглашение о введении налога может вступить в силу. Во многих банкоматах наличность быстро закончилась, другие банки резко ограничили сумму выдачи.
Президент страны Анастасиадис заявил, что Кипр оказался перед выбором - стабилизовать финансовую систему или принять финансовый коллапс и выход из еврозоны.
Президент также обещал вкладчикам акции в их банках на сумму, равную выплачиваемому налогу: те, кто в течение ближайших двух лет оставят свои вклады в кипрских банках, получат ценные бумаги, привязанные к доходам от продажи газа.
В 2011 году Кипр объявил об открытии больших запасов газа на дне Средиземного моря, однако Турция оспаривает права кипрских властей на разработку этого месторождения.
Страны еврозоны - в первую очередь Германия - настаивали на введении налога на депозиты из-за опасений о том, что кипрские банки могут использоваться для отмывания денег. В Брюсселе опасались, что деньги, выделенные Кипру, могут оказаться в руках богатых россиян, имеющих счета на острове.