Политика Центрального банка непоследовательна, его реальные шаги часто противоречат заявленным целям и не вызывают доверия участников рынка, считают экономисты РАН. К тому же правительство и ЦБ не координируют свои действия на денежном рынке, что создает дополнительное напряжение
Москва. 19 марта. FINMARKET.
RU - Сразу несколько признаков неизбежного приближения финансового или банковского кризиса в России называется в недавно опубликованной работе сотрудников Института экономики РАН Сергея Андрюшина и Валентины Кузнецовой. Избавиться от долгов
Финмаркет - Международный опыт показывает, что банковским кризисом обычно заканчивается сочетание высокой кредитной глубины банковского сектора, приближающейся, как в России, к 60% ВВП, с годовыми темпами роста совокупного кредита, превышающими 25%.
- В России дело осложняется тем, что происходит ускорение кредитного бума за счет расширения канала денежной эмиссии со стороны ЦБ, а также правительства, имеющего планы софинансирования ряда отраслей промышленности (более 555 млрд руб.) и трех масштабных инфраструктурных проектов (450 млрд руб.).
- На этом фоне России грозит "рецессия балансовых счетов", которая зарубежными экономистами описывается как экономический спад, вызванный стремлением нефинансового сектора снизить свое чрезмерное, как он считает, долговое бремя, причем делается это в значительной степени за счет обращения к общественным финансам.
- Отличительная особенность данного типа рецессии в неработоспособности традиционных мер стимулирования экономической активности - посредством кредитной и бюджетной экспансии.
- Дополнительные инъекции ликвидности в экономику, низкие процентные ставки и дополнительные фискальные стимулы ведут не столько к расширению кредитования реального сектора, сколько к росту цен на определенные типы активов, к обесценению национальной валюты и к оттоку капиталов из страны, обращают внимание авторы исследования.
- Опыт прошлых рецессий балансовых счетов показывает, что возврат экономики на долгосрочный тренд роста возможен только после очистки балансовых счетов финансового и нефинансового секторов от чрезмерной задолженности и низкого качества активов (кредитов).
- Процентная политика ставит Банк России перед сложным выбором: с одной стороны, для компенсации расширяющегося разрыва в выпуске ему надо снижать ключевую процентную ставку, а с другой, для стабилизации темпов инфляции и обменного курса рубля – наоборот, повышать.
- Цели ЦБ могут противоречить монетарной политике правительства. Например, для удержания инфляции или ограничения кредитной экспансии коммерческих банков он может пойти на повышение ключевых процентных ставок. И это сделает нереализуемым политику правительство по снижению процентных ставок по кредитам. Если же ЦБ финансирует бюджет, кредитуя его краткосрочные кассовые разрывы, это стимулирует приращение денежной базы, способное ускорить темпы инфляции. Все это подрывает доверие к монетарной политике государства.
- При этом ставки ЦБ не оказывают определяющего воздействия ни на ставки на межбанковском рынке, ни тем более на кредиты нефинансовому сектору и населению. ЦБ исходит из теоретического положения, что краткосрочные ставки определяют долгосрочные и среднесрочные процентные ставки на внутреннем рынке денег. Но в условиях глобализации и свободного выхода крупнейших российских банков на мировые рынки капитала сложилась обратная зависимость, когда уровень мировых долгосрочных процентных ставок определяет остальные ставки на внутреннем российском рынке.
- Поэтому при сворачивании программ количественных смягчений в развитых странах процентные ставки на российском рынке резко возрастут. Это существенно усилит долговую нагрузку частного сектора в России, для снижения которой могут потребоваться значительные бюджетные средства. Предоставлять их придется, скорее всего, на беззалоговой основе, так как коэффициент утилизации рыночных активов уже превысил 60%.
- Формально после кризиса 2008-2009 годов Банк России прежде всего пытался замедлить темпы инфляции. Но в реальности добиться эффективной дезинфляции ему не удавалось никогда. При этом его денежно-кредитная политика имела расширительный характер.
- С весны 2012 года он возобновил программы рефинансирования под нерыночные активы, пытаясь за счет бюджетных и внебюджетных средств стимулировать краткосрочный совокупный спрос и кредитную активность российских банков. Одновременно проводится оздоровление банков и предприятий реального сектора за счет бюджетных ассигнований; они же идут на крупномасштабные проекты, к реализации которых привлекаются льготные банковские кредиты.
- Политика ЦБ следовала в фарватере экспансионистской фискальной политики правительства и в реальности формировала существенное проинфляционное давление, делают вывод авторы статьи.
- В прогнозах по инфляции ЦБ по-прежнему не учитывает рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги; скрытое повышение транспортных тарифов на городские перевозки; рост акцизов и цен на бензин, т. е. удорожание автоперевозок; расширение перечня обязательных платных услуг, ранее бывших общественными товарами (например, оплата преподавания ряда предметов в рамках школьного образования), влияние на общий уровень внутренних цен динамики обменного курса. Плюс данные Росстата об инфляции фактически занижают ее темп, так как оценивают изменение стоимости старой потребительской корзины (пересматривается один раз по итогам года).
Источник ИА "Финмаркет"