Практически любая идея бизнеса ведет к открытию собственной точки по продаже товара.Многие начинающие предприниматель терпят крах из-за неправильного месторасположения магазина.То ли некоторые не продумали все как следует,то ли их правильный выбор был остановлен слишком высокой арендной платой.А факторов великое множество:это и благосостояние района,и близость основных транспортных развязок,проходимость,отдаленность от центра,торговые зоны,наличие/отсутствие конкурентов в конкретном месте.
..В общем,дело это нелегкое!Попробуем разобраться.
Локализация
Самым,пожалуй,главным фактором является месторасположение торговой точки.И аматорский подход тут недопустим.Основная масса не проводит никаких маркетинговых исследований или делает это совершенно поверхностно.Взглянул на соседние магазины,насчитал пару десятков человек за 15 минут,прямые конкуренты отсутствуют-дело в шляпе!
Оптимальным расположением будет место,где проходят магистральные потоки вашей будущей целевой аудитории.Думаю,объяснять такие очевидные вещи как то,что точка с фаст-фудом должна находиться возле вокзала или парковки таксистов,а канцелярские товары в непосредственной близости к учебным заведениям излишне.
Не менее важным есть нормальный доступ(подъезд/проход) к вашему магазину.Он должен быть удобным для покупателя.Ведь по “лабиринтам” стрелочек и указателей не каждый клиент имеет терпимость блудить в поисках нужного товара(за исключением случаев,когда вы способны назначить самую низкую цену,либо товар узкоспециализированный или дефицитный).
Очень важно учитывать зональностьКак известно,каждый магазин имеет три зоны “влияния”:ближнюю,среднюю и дальнюю.При этом на жильцов ближней зоны приходится около 70% выручки,средней-20%,дальней-10%.
Ближняя зона располагается в радиусе одного километра или десяти минут ходу к объекту,средняя охватывает 1-2 км для пешеходов и 2-5 км для автомобилистов,все что дальше-соответственно дальняя зона.Так что если подходить основательно к делу,то в самый раз вооружиться Google Maps или настоящей топографической картой.
Следующий важный параметр при выборе места для магазина – удаленность вашей торговой точки от центрального входа в торговый центр. Чем ближе к входу или к выходу находится арендуемая площадь, тем лучше. Клиент посетит ваш магазин в самом начале и, если сможет отыскать интересующий товар, то, возможно, сразу же сделает покупку. Кроме того, он может повторно зайти к вам на выходе, если забыл или не нашел что-либо у других торговцев.
Если говорить о субаренде или месте в большом торговом центре,то тут основные акценты должны быть расставлены на расположении ТЦ,близость остановок общественного транспорта,наличие парковки,наличие удобных пешеходных переходов и средненедельной посещаемости.
Стоить отметить и такой немаловажный фактор как выбор этажа.”Умный в гору не пойдет”-гласит строчка из одного стихотворения.Именно по этой причине аренда помещений первого этажа на порядок выше остальных.Чем выше помещение,тем прямопропорционально ниже цены за м2.
Но не только месторасположение,а внутренняя планировка должна быть удобна покупателю.Ходить по лабиринтам и нагибаться мало кому принесет удовольствие.Следующий раз клиент может не захотеть пережить приступ клаустрофобии.
И,наверное,последние-это правильная расстановка товаров по группам.Ведь считается,что оптимизированная выкладка товара увеличивает продажи в среднем на 15%!Тут уже надо углубиться в какую-то “библию мерчендайзера”.Вкратце могу сказать,что существует несколько типов грамотной выкладки товаров:горизонтальная,вертикальная,по брэндам,тематическая или дисплейная,выкладка валом(если хотите обратить внимание на его количество при распродаже).
Несколько правил:
-яркий товар должен находиться в “первых рядах”,чтобы заинтересовать потенциального покупателя просмотреть более широки ассортимент;
-товары для мужчин желательно размещать на верхних полках,ибо сильный пол не очень снисходителен к наклонам-не царское,мол,это дело;
-и наоборот:женщины больше тяготеют к золотой середине или,на худой конец,к нижним полочкам;
-самые дорогие продукты желательно выкладывать при входе с правой стороны;
-надо учитывать сезонность-летом возле кассы обьязательно должны находиться прохладительные напитки в малых или средних емкостях.
Проходимость
Если ваше детище будет находится в пустыне Сахара,а там не будут продаваться прохладительные напики,то редко какой караван повернет в вашу сторону.Поэтому в изучении трафика надо учитывать следующие величины:
Т1, Т2, Т3 — количество человек за час, день, месяц.
С3 — соотношение количество за человек месяц / аренда в месяц.
П — Потенциал парковочный, в м2.
О - Наличие остановок.
Д — количество многоэтажек рядом — в пределах 10 минут пешком.
Средняя проходимость содержит в себе такие показатели как среднее количество покупок,совершенных в гипотетическом месте за единицу времени,их типология,пол,возрост,покупательная способность и тд…
Опираясь на результаты анализа расчета наполняемости торговых точек, можно решить следующие задачи:
• Оценить эффективность общей работы торговой точки;
• Осуществить стратегическое и тактическое маркетинговое планирование;
• Выявить закономерности распределения покупательских потоков;
• Осуществить прогнозирование посещаемости торговой точки;
• Определить некоторые социально-демографические характеристики посетителей.
“Книгу читают с начала до конца. Бизнес ведут противоположным образом. Тут начинают с конца, т.е. с цели, и потом делают все, чтобы её достичь.” Гаролд Дженин